Настройка СИБИ антенн

Модели и описания, методика
Ответить
Аватара пользователя
R2DFR
Сообщения:768
Зарегистрирован:14:38, 02 авг 2014, Сб
Настройка СИБИ антенн

Сообщение R2DFR » 10:54, 23 сен 2014, Вт

Правильно установленная и настроенная антенна поможет Вам получить максимальное КПД радиостанции:

дальность, как на прием, так и на передачу
четкость сигнала
обезопасит радиостанцию от неожиданных поломок

Для того чтобы иметь представление о том, как все исполнить, ниже представлены некоторые материалы по установке и настройке антенн.

Kak_nastroit_antenny.pdf
(106.5КБ)529 скачиваний
nasroika_mobilnoy_antenni.pdf
(418.68КБ)409 скачиваний
ystanovka_antenni.pdf
(510.53КБ)408 скачиваний
В общем виде, автомобильные антенны разделяются по типу крепления на кузов автомобиля. Покупая автомобильную антенну вы покупаете только половину будущей антенны, второй половиной является кузов вашего автомобиля и от того, как вы установите антенну на кузов, будет зависеть качество приема и передачи. Не последнюю роль играет и сама антенна.
От размеров антенны (применительно к автомобильным), напрямую зависит эффективность связи. Иными словами, чем больше и длиннее антенна, тем эффективнее она работает, чем меньше и короче, тем хуже будет связь, как на прием, так и на передачу.
Автомобильные антенны можно разделить на врезные и устанавливаемые на магните. Антенны врезанные в кузов автомобиля имеет максимальную эффективность.
Врезные антенны - правила установки:
Антенна должна быть установлена на честную массу, несущий кузов. Устанавливать антенны на навесные элементы (фальшивую массу) не целесообразно. Эффективность такой установки сводится к эффективности магнитной антенны и мы теряем, примерно 30% эффективности на передачу. Прокидывать массу разными проводочками до несущего кузова бессмысленно. Это будет не радиотехническая земля, а громоотвод. На радиочастоте такой проводок будет являться LC цепочкой с плавающими параметрами, которая будет непредсказуемо влиять на настройку антенны. Надо сказать, что иногда такой фокус срабатывает, но чаще всего нет.
Высота и место установки антенны играют важную роль. Чем выше установлена антенна, тем эффективнее она работает. Установка «в крыло» или, еще хуже, в бампер сократят дальность приема-передачи процентов на 40. Лучше всего ставить антенну в центр крыши. Есть мнение, что установка на кронштейн, в угол крыши, никак не проигрывает установке в центр. Это не совсем так. В городе из-за переотражений эффект направленности выражен не будет, а вот на трассе или открытой местности, при работе на большие расстояния, направленность такой системы будет очень заметна. Причем, чем эффективнее антенна, тем заметнее будет эффект. Антенна будет эффективнее работать в сторону большей площади железной крыши.
Если антенна врезается в крышу, место установки обязательно усиливается дополнительной стальной пластиной.

Еще один вариант крепления антенн, это кронштейн под рейлинг или на водосток. Такая установка чуть хуже врезки в центр крыши, но по большому счету не сильно ей проигрывает. Минусом такой установки является искаженная диаграмма направленности, вытянутая в сторону большей площади крыши. Место установки кронштейна должно иметь хороший контакт с массой кузова.

Антенны на магнитном основании.
Нужно устанавливать на честную массу. Несущий кузов. В этом случае они будут работать, так как задумано производителем и у Вас будет больше шансов, что антенну удастся настроить. Установка антенны на багажник, как многие любят делать, может привести к снижению эффективности работы антенны примерно на 30% или вообще неработоспособности всей системы.
Длину кабеля антенны на магните нельзя произвольно изменять, например, нарастить или укоротить. Антенна перестанет настраиваться и работать.
Кабель магнитной антенны, проложенный по салону, не стоит сворачивать в бухту, поскольку это тоже может повлиять на настройки антенны.
Настройка магнитки, не сильно, но зависит от положения оной на крыше или крышке багажника машины. Настроив антенну в одном положении, если убираете ее, уходя домой, старайтесь ставить на тоже самое место, когда она Вам нужна.

В среднем, магнитка проигрывает врезной антенне, примерно 30% по эффективности. Связано это с особенностью системы ее запитки. У антенны на магните есть ряд недостатков. Кроме пониженной эффективности, такая антенна царапает крышу машины, места соприкосновения кабеля и кузова. Способна слететь от порывы ветра на скорости более 150км/ч и натворить дел, помяв кузов и побив стекла в автомобиле. Чтобы избежать потери антенны от порыва ветра многие зачастую ставят антенну вплотную к рейлингу и стягивают катушку и дугу пластиковым хомутом.

Базовые антенны гражданского диапазона.
Штыревые антенны. Антенны этого типа подразделяются на несколько классов по эффективности и размерам.
Самая эффективная – 5/8 длины волны. Общая длина, примерно, 6.5 метров. Для согласования, в основании применяется удлиняющая катушка (электрически удлиняет штырь до 3/4 длины волны), она же является согласующим элементом, плюс противовесы.
На рынке представлено несколько фирм производящих антенны такого типа. Основные, это Sirio и Alan. Из антенн, которые можно рекомендовать выделяются:

Sirio 2008, Sirio 2016, Sirio 827. Это мощные, тяжелые, надежные и эффективные антенны.
Midland, Alan Energy 5/8. Легкая и эффективная антенна. Менее надежная, чем тяжелые собратья, но зато они может быть установлена на тонкие и легкие мачты.

Следующая, по эффективности, после 5/8, это антенна 1/2 длины волны, половинка, и она имеет длину, примерно 5 метров. Антенна способна работать без противовесов. Также согласовывается при помощи автотрансформаторной системы.
Для повышения эффективности, желательно располагать такую антенну, не менее чем в 5 метрах над проводящей поверхностью, землей. В целом, эффективность немного ниже чем у 5/8, но в реальных условиях эксплуатации, разницу заметить довольно сложно. Цена на 1/2 немного ниже чем на 5/8.
R2DFR/RR3DAC/RR3DU/3А-41152/KOTLAS

Аватара пользователя
R2DFR
Сообщения:768
Зарегистрирован:14:38, 02 авг 2014, Сб

Re: Настройка СИБИ антенн

Сообщение R2DFR » 16:26, 25 сен 2014, Чт

Сегодня провел ревизию АФУ в авто .

На 27.395 было ксв 1.5 .


Заменил кабель длиной кратной волны 1/2 3.6м для 1/4 1.8м.

Кусок кабеля прогнал через анализатор
• Подготовьтеотрезоккабелядлинойчутьбольше,чем рассчитано выше.
Подключите его к анализатору. 
Кабель должен быть разомкнут на конце для отрезков электрической длины 1/4- λ, 3/4- λ и т.д., и короткозамкнут для отрезков1/2-λ, λ, 3/2-λ и т.д. 
Пример: Подготовлен отрезок длиной 1.85 м.Запас длины - 10 см. 
Кабель с разомкнутым концом. 
• Переключите анализатор в режим«все параметры».Установите частоту.
• Пример: Установлена частота 28200 кГц. 
• Отрезайте не большие куски(от 1/10 до 1/5 запаса длины)от кабеля до тех пор, пока значение X не упадет до нуля (или не пересечет его). При необходимости не забудьте восстановить перемычку на конце кабеля.
•  Пример: Было отрезано 11 см.  



Смазал все соединения лито 24 .

В итоге ксв 1.1 )
R2DFR/RR3DAC/RR3DU/3А-41152/KOTLAS

Аватара пользователя
3s
Сообщения:744
Зарегистрирован:14:19, 01 авг 2014, Пт

Re: Настройка СИБИ антенн

Сообщение 3s » 16:31, 25 сен 2014, Чт

R2DFR писал(а):Сегодня провел ревизию АФУ в авто .

На 27.395 было ксв 1.5 .


Заменил кабель длиной кратной волны 1/2 3.6м для 1/4 1.8м.

Смазал все соединения лито 24 .

В итоге ксв 1.1 )
Так какой длины кабель у тебя в итоге получился, 3,6? Хватило? Помню, Паша порядка 6-ти метров кольцами по салону наматывал :)
С уважением, Сергей.

Аватара пользователя
R2DFR
Сообщения:768
Зарегистрирован:14:38, 02 авг 2014, Сб

Re: Настройка СИБИ антенн

Сообщение R2DFR » 17:14, 25 сен 2014, Чт

да в притирку получился ,а так не 6 метров получается

да же для 3/4 5.4м для частоты 27.400


Вычислите требуемую длину отрезка.

Разделите электромагнитную составляющую на требуемую частоту (в Гц). 

Умножьте результат на коэффициент укорочения, а также на требуемый коэффициент (по отношению к λ). 

Пример: 
3/4-волновой отрезок для 27.4 МГц, кабель RG-58 (коэффициент укорочения - 0.66) 299792458 / 27400000 · 0.66 · (3/4) = 5.4 метров 


3/4-0.75 5.4 м
5/8-0.625 4.5 м
1/2-0.5 3.6 м
1/4-0.25 1.8 м
1/10-0.1 0.7 м
R2DFR/RR3DAC/RR3DU/3А-41152/KOTLAS

Аватара пользователя
3s
Сообщения:744
Зарегистрирован:14:19, 01 авг 2014, Пт

Re: Настройка СИБИ антенн

Сообщение 3s » 17:26, 25 сен 2014, Чт

R2DFR писал(а):да в притирку получился ,а так не 6 метров получается

да же для 3/4 5.4м для частоты 27.400


Вычислите требуемую длину отрезка.

Разделите электромагнитную составляющую на требуемую частоту (в Гц). 

Умножьте результат на коэффициент укорочения, а также на требуемый коэффициент (по отношению к λ). 

Пример: 
3/4-волновой отрезок для 27.4 МГц, кабель RG-58 (коэффициент укорочения - 0.66) 299792458 / 27400000 · 0.66 · (3/4) = 5.4 метров 


3/4-0.75 5.4 м
5/8-0.625 4.5 м
1/2-0.5 3.6 м
1/4-0.25 1.8 м
1/10-0.1 0.7 м
Ясно, 3.6 хватило :) Кстати, у магниток типа ML-145 такая длина, обычно
С уважением, Сергей.

Аватара пользователя
R2DFR
Сообщения:768
Зарегистрирован:14:38, 02 авг 2014, Сб

Re: Настройка СИБИ антенн

Сообщение R2DFR » 17:35, 25 сен 2014, Чт

Причем ,я теперь буду всегда эту процедуру делать)))


Вот как быть для укв где задействуем два диапазона
R2DFR/RR3DAC/RR3DU/3А-41152/KOTLAS

Аватара пользователя
R2DFR
Сообщения:768
Зарегистрирован:14:38, 02 авг 2014, Сб

Re: Настройка СИБИ антенн

Сообщение R2DFR » 0:07, 26 сен 2014, Пт

У меня rigexpert aa-520

Изображение
aa_manual_ru.pdf
(1.22МБ)376 скачиваний
R2DFR/RR3DAC/RR3DU/3А-41152/KOTLAS

Ответить

Вернуться в «Антенные приборы и измерения»