О Си-Би радиосвязи

Безлицензионная радиосвязь на коротких волнах в диапазоне 27 МГц
Ответить
Аватара пользователя
R2DFR
Сообщения: 768
Зарегистрирован: 14:38, 02 авг 2014, Сб

О Си-Би радиосвязи

Сообщение R2DFR » 21:54, 28 сен 2014, Вс

О Си-Би радиосвязи

Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах в диапазоне 27 МГц (в некоторых странах «CB» обозначает любой вид безлицензионной радиосвязи на любых свободных диапазонах). В зависимости от страны использование этого диапазона либо минимально регламентируется правилами проведения локальных связей, либо не регламентируется вовсе. Средства радиосвязи этого диапазона представляют собой носимые, возимые или стационарные радиостанции, отличающиеся, как правило, от радиолюбительских и профессиональных радиостанций более низкой ценой, меньшим количеством функций (отсутствие телеграфного режима, однополосной модуляции, репитерного сдвига, тоновых и кодовых шумоподавителей, транковых модулей и т. п.), более скромными техническими характеристиками, меньшими ударопрочностью и влагостойкостью. Как исключение, серийно производятся радиостанции гражданского диапазона с расширенными функциями для радиолюбителей и фанатов радиосвязи.

Применение Си-би радиосвязи:

Наиболее массовое применение Си-Би радиосвязь нашла в качестве подвижной связи. Радиостанции в автомашинах позволяют поддерживать постоянный контакт между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, помощь при авариях и технических неполадках в пути. Применение портативных Си-Би радиостанций несколько проблематично, так как в диапазоне СиБи длина волны составляет 11 метров, и полноценная четвертьволновая антенна имеет длину ~2.7 метра. Для СиБи-портативок антенны приходится геометрически укорачивать в 10-20 раз, что существенно снижает дальность связи. Кроме того, переносные Си-Би радиостанции отличались достаточно большим весом (около 500 г), низким КПД передатчика при работе на компактную антенну и низкой эффективностью амплитудного шумоподавителя — в результате и дальность связи и экономичность подобных радиостанций были невелики. Поэтому практически все такие радиостанции были сняты с производства (в 2010 году в России из новых портативных СиБи-станций в магазинах радиосвязи можно было встретить лишь Алан-42, но уже в 2011 году есть из чего выбрать: вернулись станции Dragon и пришли новые Intek. В России портативные Си-Би рации с высоким КПД передатчика выпускает КБ Беркут). В то же время, из-за особенностей распространения радиоволн в диапазоне 27 МГц портативные Си-Би радиостанции имеют весомые преимущества над широкораспространёнными «безлицензионными» радиостанциями более высокочастотных диапазонов (LPD 433 МГц, PMR 446 МГц) при использовании в условиях плотного леса и пересечённой местности. Это как раз связано с длиной волны 11 метров. Дело в том, что радиоволна может обогнуть препятствие, меньшее по размеру, чем половина длины волны. Следовательно, для диапазона LPD (длина волны ~70 см) серьезным препятствием будет являться предмет с размерами от 35 сантиметров и более, тогда как для Си-Би проблемы начнутся лишь с препятствием размером от 5 метров. Таким образом, Си-Би больше подходит для связи по пересечённой местности и лесам, тогда как LPD и PMR больше подходят для города.

Пользуясь Си-Би радиостанцией, иногда можно связаться с пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийными службами через специальные диспетчерские службы, которые окажут Вам помощь, вызвав по телефону нужную службу. Для этих целей зарезервирован канал 9C, на котором должны постоянно дежурить службы экстренной помощи. Но в России это практикуется лишь в Москве и Санкт-Петербурге. На остальной территории страны рекомендуется использовать 15C канал для связи с водителями на трассах, которые обязательно отвечают если позвать их более настойчиво (это связано с тем, что автомобиль все-таки находится ниже чем антенна диспетчера, и связь с автомобилем значительно короче по расстоянию). Также на различных каналах (в том числе и в 9С, 15С, 19С) можно наткнуться на радиолюбителей, у которых аппаратура (и как следствие дальность связи) сравнима с диспетчерской службой, а иногда и превосходит последнюю по многим показателям. Радиолюбители также могут помочь в экстренной ситуации.

Водителей грузовиков можно найти на частоте 27135 АМ или 15 канал, сетка С

Примерная дальность радиосвязи между типичными автомобильными/стационарными и импортными портативными Си-Би радиостанциями:
между базовыми станциями с использованием отражения от ионосферы — практически неограниченна, что можно легко подтвердить. К сожалению, этот вид связи нестабилен и зависит от состояния ионосферы. Обычно удаётся связаться с корреспондентами на расстоянии не более 1500—2000 км. Ближе получается редко, так как радиоволна не всегда успевает отразиться и опуститься обратно на землю не пройдя достаточное расстояние, даже если излучать "в зенит".
- между базовыми станциями — 15-80 км;
- между базовой станцией и автомобилем — 15-40 км;
- между базовой станцией и портативной — 3-10 км;
- между автомобилями — 5-15 км;
- между автомобилем и портативной станцией — 2-7 км;
- между портативными станциями — 1-5 км.

Данные по дальности усредненные, и справедливы для большинства случаев, хотя в реальности известны факты превышения этих цифр в 2-3 раза, как исключение.

Используемые частоты:

Во всем мире основными для Си-Би являются каналы, начинающиеся с частоты 26965 кГц и идущие с форматом частоты, кратным 10 кГц (26975 кГц, 26985 кГц и т. д.). Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й, и в России на радиолюбительском сленге называются "Европа (E)". В связи с ростом числа пользователей в некоторых странах появились дополнительные сетки с таким же шагом в 10 кГц, но со сдвинутыми частотами по отношению к основным, с такой же нумерацией каналов. Позже путем введения дополнительных сеток и расширения диапазона количество каналов было доведено до 200, а в некоторых странах до 400. Некоторые современные станции (с учётом обоих форматов) поддерживают до 800 каналов. Однако стандарта, определяющего принадлежность сеток по странам, не существует. Основная масса российских радиостанций работает в сетке частот "Европа", иногда обозначаемой RU. В формате частот "Россия" работают в основном радиолюбители, проводящие связи на большие расстояния.

Для удобства пользователей сетки были промаркированы буквами. Классической считается маркировка, когда основной диапазон обозначается буквой "C". Наиболее распространенным считается описание канала следующего вида: C9 FM или (C9E FM, C9R FM) — в нем:
первой буквой («С») обозначается сетка, содержащая в себе набор из 40 каналов;
далее («9») — номер канала,
за ним — необязательное обозначение («E») основного (европейского) или вспомогательного (российского) формата;
и, в конце, — используемая модуляция («FM») .

Например в радиостанции VT-27 NAVIGATOR буквенно-цифровой индикатор "CE19A" обозначает:
С - гражданский диапазон;
E - формат частоты "европейский"(H - "российский");
19 - стандартный частотный канал (от 1 до 40,(41-45 нестандартные каналы так называемые "дырки");
A - частотная сетка (бывают A, B, C, D, E, F, G, H, I, L).

Некоторые производители не соблюдают общепринятые сетки и допускают их произвольный сдвиг.


Виды модуляции:

В Си-Би используется три вида модуляции: частотная модуляция (англ. FM, frequency modulation), амплитудная модуляция (англ. AM, amplitude modulation) и однополосная модуляция (англ. SSB, single side band). Максимальная дальность связи при использовании ЧМ и АМ практически одинакова. Большинство российских пользователей Си-Би диапазона используют ЧМ, обеспечивающую наиболее качественное звучание (если сигнал корреспондента достаточно силен). В силу укоренившейся традиции водители-дальнобойщики используют AM. Использование ЧМ позволяет подавить большинство видов помех, которые носят, как правило, амплитудный характер. SSB предпочтительна с точки зрения достижения максимальной дальности (дальность при сопоставимой выходной мощностью передатчика существенно выше, чем с АМ и ЧМ). Главное препятствие широкого распространения радиостанций с SSB — необходимость при приеме сигнала ручной точной подстройки частоты добиваться наилучшей разборчивости и натуральности голоса корреспондента и меньшая - относительно ЧМ- модуляции - помехозащищенность. Далеко не все станции поддерживают SSB.
R2DFR/RR3DAC/RR3DU/3А-41152/KOTLAS

Аватара пользователя
Короед
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 20:43, 02 сен 2014, Вт

Re: О Си-Би радиосвязи

Сообщение Короед » 17:41, 29 сен 2014, Пн

Маленькая поправочка: АМ на трассе дальнобои используют не столько "в силу традиций", сколько в силу особенностей модуляции - при однолучевом приёме лучше себя ведёт АМ (в поле/на трассе, когда переотражение сигнала от окружающих строений практически отсутствует), в городе же приём получается многолучевой в связи с множественным переотражением сигнала, а при таких условиях лучше себя показывает именно ЧМ (FM по-буржуйски). SSB - удел фанатов-радиолюбителей, поскольку крайне редко какая автомобильная станция имеет данный режим, разбежку цен на станции с SSB и без оного можете оценить сами на том же яндекс-маркете, или "более других" сайтах...

Ответить

Вернуться в «Си-Би»